Залежи фосфорита в Эстонии оцениваются от 3 до 8 миллиардов тонн. По словам пресс-секретаря концерна VKG Юлии Александровой, на данный момент не существует никаких данных о том, каким именно образом добыча и переработка вообще могут происходить и сколько они могут стоить.
В изданной книге в 1981 году «Известия академии наук Эстонской ССР. Том 30. Геология» сказано, что наиболее крупным месторождением ракушечных фосфоритов является местечко Тоолсе в северной части Раквереского административного района.
«Отработка фосфоритов Раквереского района целесообразна только подземным (шахтным способом)», - значится в материалах.
В 1920-х годах в местечке Юлгазе близ Маарду обнаружили фосфорит. Несколько десятков лет спустя его стали добывать закрытым способом – в шахтах.
Горный инженер с 30-летним опытом Ханс Винкман работал на Маардуском предприятии по добыче и переработке фосфоритов с 1961 по 1981 годы. Будучи руководителем этого производства, Винкман закрыл подземную шахту и организовал открытую добычу фосфоритов.
«Во-первых, в закрытой шахте была высокая смертность. Там был радиоактивный газ – радон. Во-вторых, производительность была низкая. На производстве работало около 200 человек, в год мы добывали 200 тысяч тонн фосфоритов. В то время я принял решение закрыть шахту и начать добычу открытым способом. Добыча возросла до 600 тысяч тонн в год, в то время как на производстве было задействовано 120 рабочих», - вспоминает Винкман.
Как заверяет Винкман, если добывать фосфорит закрытым способом, то избежать выделения радона будет нельзя. «При добыче открытым способом вред будет наноситься минимальный», - говорит Ханс Винкман.
Министр окружающей среды Кейт Пентус уже заявила, что фосфорит в Эстонии не для добычи. По ее словам, это решение было принято государством много лет назад по причине того, что добыча фосфорита представляла бы собой опасность для жителей Вирумаа.
«Чтобы с уверенностью сказать, подлежит ли переработке и использованию эстонский фосфорит, необходимо взять пробу залежей. Для этого необходимо разрешение Министерства окружающей среды. Viru Keemia Grupp еще не представило своего ходатайства на разрешение», - говорит пресс-секретарь концерна VKG Юлия Александрова.
Полная версия статьи – в еженедельнике «МК-Эстония».